пятница, 19 мая 2017 г.

Итоги опроса «Вклад отечественной науки в повышение качества жизни граждан». Достижения. Перспективы. Барьеры. Предложения

Опрос проводился Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми совместно с Республиканской общественной приемной Главы Республики Коми (проект “Республиканский экспертный совет”).

К участию в опросе приглашались научные работники, представители инновационной сферы, члены Республиканского экспертного совета, члены общественных экспертных советов, независимые эксперты, общественники и граждане, интересующиеся проблематикой практического использования достижений науки в решении задачи повышения качества жизни граждан.

Базисом для проведения опроса стал доклад Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития, подготовленный совместно с Общественным народным фронтом.

Опрос проводился с использованием ИС «Республиканский экспертный совет» и при помощи адресного опроса целевых групп респондентов.



Итоги опроса.
Ключевые барьеры:





Узнаваемость научных работников Республики Коми:


Основные выводы:
  1. Научная общественность и граждане Республики Коми мало информированы о кардинальных процессах, происходящих в российской науке. В частности, о Стратегии научно-технологического развития и Научно-технологической инициативе.
  2. Общественность Республики Коми мало информирована о достижения научных работников региона.
  3. Молодые ученые и инноваторы готовы активно включиться в процессы популяризации и развития научных достижений.
  4. Педагогическая наука в Республике Коми, являющаяся одним из приоритетных направлений сотрудничества ФАНО и Минобрнауки РФ, имеет в Республике Коми значительный нераскрытый потенциал.
  5. Позитивные тенденции, наметившиеся в региональной академической и ВУЗовской науке указывают на своевременность начала проработки направлений ее развития и поддержки.
  6. Руководители муниципальных образований заинтересованы в сотрудничестве с научным сообществом. Приоритетом является системная  научная проработка  методологии создания комфортной городской среды (включая как урбанистику, так и комфортные условия оказания социальных услуг) и привлечение инновационных видов бизнеса (особенно, для моногородов и ТОР).
  7. Требуется системный подход в организации взаимоотношений с бизнесом и потенциальными инвесторами в научные и инновационные проекты.
  8. Общественность и общественные организации Республики Коми заинтересованы в активном участии в научно-инновационных процессах.
  9. В Республике Коми ощущается разобщенность между двумя ключевыми центрами научной деятельности: Сыктывкаром и Ухтой. Преодолеть такую разобщенность можно исключительно использовав современные средства сетевого взаимодействия.
  10. Процесс систематизации, координации процессов формирования научного сообщества Республики Коми необходимо продолжать на новом организационном уровне. С формированием инфраструктуры соглашений о сотрудничестве, с закреплением за направлениями т.н. «институтов развития», с обобщением наработанного опыта и обеспечением системы обратной связи «Власть-Наука-Общество».

Процесс систематизации, координации процессов формирования научного сообщества Республики Коми необходимо продолжать на новом организационном уровне. С формированием инфраструктуры соглашений о сотрудничестве, с закреплением за направлениями т.н. «институтов развития», с обобщением наработанного опыта и обеспечением системы обратной связи «Власть-Наука-Общество».
Что рекомендуется сделать дальше в рамках этого пункта:
Первое. Продолжить опросы в углубленном формате уже на уровне научного сообщества, взяв за основу опросы в формате федерального сообщества направления «Стратегия НТР».
Второе. Подвести итоги опроса на открытом онлайн «Круглом столе», обеспечивающим не только открытость процессов, но и участие представителей всех муниципалитетов Республики Коми с возможностью отбора наиболее ярких представителей для сетевого участия в реализации заявленных направлений.
Третье. Определить «институты развития»/ «опорные организации» по направлениям:
  • Информационно-организационная поддержка деятельности Научно-консультативного совета при Главе Республики Коми, в том числе, по проведению регулярных научно-практических семинаров «Региональная составляющая общефедеральной стратегии НТР и НТИ». С подготовкой в электронном формате сборника публикаций, индексируемых научно-информационными системами.
  • Организационное обеспечение формирования ИС «Научный потенциал Республики Коми» (в т.ч. «Арктический потенциал»), коррелируемой с ГИС «Геопортал Республики Коми» (составляющая «Карта науки Республики Коми»).
  • Информационно-организационная поддержка деятельности редакции портала «Открытое образование и наука Республики Коми».
  • Информационно-организационная поддержка молодых ученых и инноваторов.
  • Информационно-организационная поддержка развития направления «Педагогическая наука Республики Коми».
Четвертое. В качестве ИС взаимодействия с экспертным сообществом определить  ИС «Республиканский экспертный совет» при активном взаимодействии с экспертным советом  Общественной палаты Республики Коми. Итоги взаимодействия подводить  на ежегодных научно-практических семинарах «Наука-Власть-Общество».
Пятое. Оказать поддержку движению молодых ученых и научных работников «Научный слэм» по популяризации научных разработок, как в информационно-организационном формате, так и посредством содействия в интеграции в общероссийское движение популяризаторов науки и научных разработок:
Научная лаборатория.jpg
https://fano.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=38041


Оценки и предложения члена Экспертного совета при Общественной палате Республики Коми Владимира Михайловича Теребихина:
  
Об итогах опроса экспертов по теме «Вклад отечественной науки в повышение качества жизни граждан»

1. Впервые в Республике Коми экспертным сообществом осуществлен актуально необходимый, первоначальный «срез» общественной оценки вклада региональной науки в развитие региона.

Опрос позволил:
  • Выявить, с точки зрения экспертной общественности ряд актуальных проблем развития науки в РК,
  • Сформулировать ряд предложений по повышению роли науки в повышении качества жизни.
Однако, понятно, что данный опрос не может быть основой для принятия системных государственных решений в сфере развития науки.

Как я полагаю, для принятия системных управленческих решений в повышении роли региональной науки в решении задач преображения региона необходимо:
  • осуществить подготовку научно-аналитического государственного доклада о проблемах развития науки в Республике Коми (по всем ее сферам и отраслям, субъектам науки);
  •  осуществить проектирование и принятие концепции государственной политики Республики Коми в сфере развития науки;
  •  на основе концепции разработать и принять стратегию развития науки в Республике Коми. Данная стратегия должна быть включена в проектируемую стратегию развития Республики Коми до 2030 года. 
  •  Изучить вопрос о создании научного кластера Республики Коми.
2. В общем контексте социогуманитарной модернизации республики, в соответствии с задачей приоритетного развития гуманитарных наук, как наук о человеке, его развитии, «его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности», сформулированной в Указе Президента РФ «Об основах государственной культурной политики», актуализируется проблема создания системы государственной поддержки развития социальных и гуманитарных наук и исследований: философских, социологических, политологических, культурологических, социально-психологических, социально-антропологических и институционального формирования соответствующих экспертных сообществ. 

В данном контексте можно рекомендовать учреждение премии Главы РК и Правительства республики имени Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук. Предлагается также изучить вопрос о создании на базе института языка, литературы и истории КНЦ Уральского отделения АН РАН института гуманитарных наук (опыт Республики Мордовия, Республики Башкортостан и ряда других регионов). В его состав можно включить и демографов и социологов из института социально-экономических и энергетических проблем Севера.

Материал открыт для дополнительных комментариев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.